Очерки семейной психологии
Прочие материалы детской тематики
www.pandia.ru/393805/
читать дальшеСоздание полноценной семьи требует выполнение определенных психологических правил, обусловленных объективной физиологией.
В силу своих анатомических и физиологических особенностей женщина имеет такие же органы, как и мужчина, в некоторых случаях несколько отличающиеся от мужских, но все-таки аналогичных (например, клитор аналогичен половому члену). Однако у женщины есть нечто большее – орган, аналогии которому у мужчин нет, и этот орган – матка. И именно матка отличает женщину как более высоко организованную материю по сравнению с мужчинами.
Матка женщины вырабатывает своеобразные вещества, близкие по строению и функциям к гормонам, назовем их “гормонами материнства”. Эти “гормоны” дают основной колорит женскому психо-физиологическому габитусу – женщина создана, как существо, питающее нежность и стремление проявлять заботу и защиту к существу, к которому привязана. Мужчина к подобным проявлениям не способен, хотя в силу подражательного инстинкта (“симптом мартышки”) нередко списывает с матерей или их заместительниц формы женского поведения. Однако чувства при этом мужчина испытывает совсем не те (напоминание: чувства – это внутренние проявления психологии, поведение – это внешние; поведение выражается в действиях, в перемещении в пространстве, в визуальных изменениях человека – “то, что можно зафиксировать на кинопленке”). Так, например, при любом поведении по отношению к дочери, он может чувствовать по отношению к ней не больше, чем сексуальное влечение и ревность, а к сыну его любовь лишь в идентификации сына с собой (видит в нем себя или часть себя, собственность) или же он в нем видит соперника на линии любви к своей жене или дочери или их заместительниц.
Вернемся к полноценной семье. Это: муж, жена и ребенок (дети). Это завершенная семья. Незавершенной является первый этап совместного существования – период до детей.
Этот период не должен быть слишком коротким или слишком затяжным. Как показывает человеческий опыт – так же как и длительное ухаживание друг за другом в добрачном периоде – желание многих молодоженов “пожить для себя” не дает такой возможности, а лишь развращает. Инстинкт детовоспроизведения и детовоспитания угасает. Наступает родительская лень, что ведет за собой в дальнейшем восприятие родившегося ребенка как злодея, нарушившего покой и сложившийся стиль жизни (нелюбовь к детям, неприязнь с последующим чувством вины; замена любви жалостью, гиперопека, страхи потерять ребенка, перенос чувств к мужу на ребенка и мн. др.). Наиболее психологически здоровые семьи в этом аспекте – когда зачатие наступает в первые полгода совместной жизни (дополнение: добрачный период взаимоотношений будущих супругов не должен также превышать полугода).
Чувственные взаимоотношения супругов должны четко сформироваться до рождения детей и представлять собой нерушимый монолит для полноценного будущего всей семьи и взаимоотношений с прежними родительскими семьями. Это значит, что молодые супруги становятся друг для друга НАВСЕГДА самыми любимыми и самыми близкими людьми. Чтобы сохранить вечную любовь, следует руководствоваться правилами, опирающимися опять же на психо-физиологию мужчин и женщин. Таким образом, жена является для мужа единственной сексуальной матерью (перенос сыновьего чувства к матери+секс), а муж для жены – самым любимым сексуальным ребенком (сын+секс; чувство материнства у женщины рождается до произведения ребенка на свет и львиной долей принадлежит мужу, а к ребенку оно возникает всего лишь как продолжение этого чувства: мать видит в ребенке часть своего любимого мужчины). Короче можно сказать так: муж – это самый любимый ребенок, жена – это его любимая мать. Жена становится матерью для своего мужа. Она не просто занимает место его биологической матери – она затмевает эту природную мать до полного исчезновения к этой матери всех сыновьих чувств. Да, при образовании новой семьи возникает раскол, полное отделение молодоженов от своих родительских семей. Это уже самостоятельная социальная ячейка, это уже чужие для родителей люди, а родители – чужие для них. Это есть закон природы, и если кто-либо его нарушает (преднамеренно или по нечаянности), будет перед природой отвечать. Незнание законов не освобождает от ответственности. И молодожены, и их родители должны найти в себе мужество отсечь от себя родительские и сыновьи (дочерние) чувства и перенести эти чувства на своих половых партнеров (супругов). Если таковых не имеется (одиночество кого-либо из родителей) – либо найти замену в новом сексуальном партнере, либо сублимировать свое половое влечение на какой-нибудь творческий труд. В противном случае родитель молодоженов явится источником навязывания своего либидо (сексуального влечения) молодоженам, а попытка жить жизнью детей просто будет высасыванием из детей их собственной жизни (нарушение прав чувственной свободы). Если же дети не хотят отрывать себя чувственно от родителей – прежде всего страдает супруг, а сам этот нежелающий ставит себя между двумя огнями.
При появлении детей у молодых родителей появляются новые чувства – к детям. Стоит повторить, что у матери – это продолжение любви к своему мужу как к его частичке, у мужчины – несколько по-другому: в родившемся сыне он прежде всего видит себя, часть себя, свою собственность, если же сын похож на мать, он испытывает ревность в связи с тем, что кто-то позарился на святое и посмел быть похож на его любимую женщину; если же рождается дочь, то отношение отца к ней может быть трояко: как к части себя, как к подтверждению красоты его жены и просто сексуальное чувство как к посторонней женщине. Для того, чтобы не было после рождения детей противоречий между мужем и женой, целесообразно правильно понимать женскую и мужскую психо-физиологию при этом и продолжать любить друг друга сильнее, чем они любят своих детей (кстати, именно такая самая сильная любовь из имеющихся – между родителями – является залогом правильной сексуальности у их детей). Задатком уважения и приязни со стороны окружающих является не любовь родителей к детям, не любовь детей к родителям, а любовь родителей друг к другу. Именно это восхищает со стороны и является поводом для подражания. Сильная любовь между детьми и родителями же вызывает неприязнь со стороны, стремление держаться подальше (“не испачкаться”) и омерзение к их ребенку (правда, далеко не каждый из окружающих может в этом признаться даже себе в силу сложившихся массовых предрассудков).
Что же касается прародителей (дедушек и бабушек), то они должны найти в себе мужество не противоречить законам природы и не возбуждать в себе чувства к внукам, потворствовать соблазну, так как чувства “отцовства” и “материнства” (любовь к детям) естественны только по отношению к своим собственным детям, где нет “примесей” посторонних генов, кроме их собственных, а чувства от других лиц – это просто разврат. Большинством голосов законы природы не утверждаются. Сколько бы не было предрассудков о том, что “внуков любят больше, чем детей”, что “самое лучшее – детям”, “дети – самое дорогое, что у нас есть” и т. п. – это всего лишь массовые предрассудки, эффект недумающей толпы, такое же противоречащее объективным фактам недоразумение, как “дети – ангелы” (хороши же ангелы, если они выгибаются дугой и орут, если им не купили дорогую игрушку). Наука как отражение природных закономерностей не решается большинством голосов: сколько не голосуй за отмену зимы в средней части России – ничего не изменится, сколько не пересматривай по желанию масс “2х2=4″ в ответе “пять” всегда будет ошибочно. Многие пытаются с пеной у рта применять такую “аргументацию к массам” (юридический термин), но эта аргументация является ложной: субъективное мнение хоть всего человечества ложно, если оно противоречит фактическим доказательствам. Когда-то вся человеческая цивилизация придерживалась мнения, что Земля – это большой барабан на трех слонах, и, кстати, довольно долго. Кто слишком много внимания уделяет тому, как безо всяких доказательств принимают стереотипы масс, потому что “так думают или делают все”, стоит еще раз как следует изучить сказку Г. Х.Андерсена “Новое платье короля”. Именно потому, что в генотип внуков вмешался кто-то еще – внуки и есть уже чужие дети. Любить чужих детей – все равно, что любить чужих мужей (или жен). Достойные дедушки и бабушки найдут в себе мужество не ставить своих внуков в чувственно трудное положение (“врасплох”): “Кого ты больше любишь, бабушку или папу?” (и т. п.). Маленький ребенок еще не умеет структурно думать и чувствовать, чтобы построить иерархию значимости лиц, которые он любит. Он может только четко любить маму и папу, как две части единого целого, если мама и папа больше всего любят друг друга. Не стоит забывать также, что между родителями и прародителями всегда имеются несовпадение вкусов и морали (отпечаток поколений), а прародители, привязавшие своей любовью к себе внуков, вгоняют их в постоянные фрустрирующие (“фрустрация” – крушение надежд) стрессовые ситуации: “Кто прав – любимая мама или любимая бабушка? Как сделать, чтобы они были одинаковыми, чтобы я не мучался?”. Еще раз следует повторить для эгоистичных дедушек и бабушек, которые, как правило, не реализовали себя в воспитании собственных детей и стараются это восполнить на внуках: ДЕТИ ВАШИХ ДЕТЕЙ – НЕ ВАШИ ДЕТИ; ВАШИ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗАВЕЛИ СВОЮ СЕМЬЮ – ЭТО УЖЕ НЕ ВАШИ ДЕТИ; ВАШИ ДЕТИ НЕ ПРОСИЛИ ВАС ИХ РОЖАТЬ; ИМЕТЬ ДЕТЕЙ – ЭТО ВАШ ЭГОИСТИЧЕСКИЙ КАПРИЗ; НЕ ВЫ ПРОИЗВЕЛИ СВОИХ ДЕТЕЙ НА СВЕТ, А ПРИРОДА ВАШИХ ОРГАНИЗМОВ; ВЫ РОЖАЛИ СВОИХ ДЕТЕЙ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИМ ПОРТИТЬ ЖИЗНЬ СВОЕЙ СТАРОСТЬЮ, А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ СВОИ РОДИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИНКТЫ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ ВРЕМЕННО – ДО ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
После того, как дети завели свою семью, из двух семей образовалось три. Все три семьи – это отдельные социальные ячейки, со своими (может, у молодоженов не сразу сформированными) моралями и ценностями. И между этими тремя ячейками не может быть никаких тесных связей, кроме дружеских (остальное обречено на провал), какие бывают с людьми, не связанными родственными отношениями. И в этом проявляется объективность принятия друг друга (между родительскими семьями и семьями их детей). Нечего рассчитывать на нечто большее, если нет цели получить разочарование.
Родители молодоженов имеют право оказывать им дополнительную помощь (материальную, моральную, профессиональную), кроме дружеской взаимопомощи, не требуя ничего взамен, так как это их инициатива, но они не имеют право заставлять принимать эту помощь. Молодая семья имеет право принимать предложенную помощь или не принимать – по своему усмотрению, но не имеет право требовать такой помощи от родителей. И наоборот, помощь родителям – инициатива детей, и нечего ее навязывать или требовать вознаграждения за нее. Давать советы друг другу имеют право обе стороны (и родители, и дети), но обязывать следовать этим советам и даже выслушивать их – ни у одной стороны таких прав нет. Советы же прародителей по отношению к своим внукам правоверны, если они согласованы с родителями внуков и не противоречат сложившимся их традициям и мировоззрению. Еще раз следует повторить: СОСУЩЕСТВОВАНИЕ НОВОЙ СЕМЬИ С РОДИТЕЛЬСКИМИ СЕМЬЯМИ ДОСТИГАЮТ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ЕСТЕСТВЕННЫМ ЗАКОНАМ ДРУЖБЫ (ВЗАИМОПОМОЩИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ).
Когда в семье появляется маленький ребенок, многие молодые родители совершают стереотипные ошибки, связанные с однобокостью воспитания: либо с перегибом строгости до уровня жестокости – либо с вседозволенностью. Следует помнить, что маленький ребенок – это еще не личность (личность – это выработанный воспитанием характер + мировоззрение, что достигается примерно к 20-25 годам жизни). Маленькому ребенку недостаточно разъяснений, что такое хорошо, а что такое плохо. Он должен фактически удостоверится в этом, чтобы затем построить свою мораль. Однако самостоятельное набивание шишек нескоро приведет к выводам, а чаще всего не приводит к этому вообще. Маленький ребенок еще очень близок к неразумным животным. И чтобы правильно его воспитать, необходимо использовать физиологические особенности этого периода – для лучшего усвоения поведенческих рефлексов на первых годах жизни требуется применение подкрепляющих стимулов: сделал хорошо – поощрение, сделал плохо – наказание (“политика кнута и пряника”). Такой подкрепляющий стимул дает более стойкий условный рефлекс (см. И. П.Павлова), в современной психологии он называется “якорем”. Только следует такую “политику” вести разумно и не перегибать палку: и наказание, и поощрение должны быть соразмерны проявленному поступку.
Еще одним сложным моментом, который очень часто ускользает от воспитателей, является легкомысленное отношение к значению многих понятий, которые употребляются в общении с ребенком. Это прежде всего касается прозвищ, которые дают ребенку их воспитатели. Такие клички, необдуманно использованные в обращении, могут серьезно повлиять на формирующийся характер, так как они являются постоянным внушением скрытого смыла, который в это прозвище вложен (этот скрытый смысл, например, проявляется в сказках о животных и устоявшихся в народе понятиях). Следует задуматься об этом посерьезнее, взяв в пример некоторые из них. А именно:
- ласковое прозвище для ребенка “Зайка” упирается в устоявшееся сказочное олицетворение народом в образе зверя зайца качества характера “трусливый”;
- Лисенок – лиса – хитрый;
- Песик – собака – подлиза, прислужник;
- Рыбка – рыба – холодная, бесстрастная (никакая) натура;
- Волчонок – волк – жестокий, бандит, уголовник;
- Медвежонок – медведь – косолапый, неловкий, грузный;
- Котенок – не ассоциируется с котом, а воспринимается как беззащитный;
- Котик (кошечка) – красивый, ленивый, независимый, эгоистичный;
- Львенок – лев – смелый, царь;
- Свинья – грязнуля;
- Тигренок – тигр – свирепый, нападающий;
- Птичка – маленькая, вольная, но недолго – ее легко поймать или подстрелить из рогатки (в воображении возникают образы синиц, щеглов, воробьев, но никак не журавлей или ворон);
- Мышка – маленький, юркий, с тоненькими косточками, зверек, которым питаются коты;
- Осел – тупой и упрямый;
- Корова – некрасив в движениях;
- Обезьяна – воспринимается как неграциозный человек, с некрасивыми ужимками, не имеющий своего, а повторяющий за другими;
- Баран – тупой;
- Петушок – задира;
- Совенок – сова – мудрый;
- Змейка – змея – злой, коварный и т. д.
Кроме того, существуют прозвища, представляющие малоосмысленные звукосочетания, напоминающее в прообразе какое-то животное, например, “Кыня”, “Мыцык”, “Быкалка” и др. – придуманные родителями (или их заместителями) неологизмы представляют из себя коверкание слов и вызывают у ребенка неопределенность и насмешку со стороны.
Вообще, прозвища имеют очень длинную историю и являются дополнением к имени (почти обязательным). Раньше такие прозвища становились фамилией и выражали основную черту предков. Но этого оказалось недостаточно: и имя, и отчество, и фамилия давно перестали подчеркивать индивидуальность конкретной личности, и клички здесь продолжают выступать в главной роли хотя бы на уровне формирования. Называя сына “Зайчиком”, мать, не осознавая того, желает видеть в ребенке трусливость, прикрытую мягкой шерсткой, культивировать эту трусливость и использовать ее себе во власть. Давая кличку (прозвище) своему ребенку (т. е, “как ласково называют его в семье”), родители берут на себя большую ответственность, потому что именно это первое прозвище ложится в фундамент его сценария жизни, и все остальное будет выстраиваться на нем. Поэтому, желая подчеркнуть главную черту характера, которую хотят заложить в основу личности ребенка, родители должны тщательно подумать, как лучше его называть.
(Наиболее удачные первые прозвища из наблюдения автора – для мальчиков: Голубок, Орленок, Львенок, Котик, Кузнечик (ловкий, утонченный, высоко прыгающий), Мячик; для девочек: Мышка, Пчелка, Ласточка, Ягодка (сладкая женщина), Штучка (маленькая, забавная, хитренькая)).
Не рекомендуется называть ребенка Звездочкой (“звездная болезнь“) или Солнышком (Солнце в прошлом отождествлялось с богом, на которого молились, и это отождествление еще живо на подсознательном уровне) – это приводит к культу ребенка со всеми вытекающими последствиями.
Кроме выше изложенного, следует также обратить внимание на неаккуратное и неправильное употребление некоторых понятий, а также замена одних понятий другими. Так, многие воспитатели бездумно употребляют глагол “жалеть” вместо “любить” или “ласкать“. Следует напомнить, что ласкание – это действие, приносящее удовольствие (относится к внешней стороне психической деятельности – к поведению), любовь – это чувство восприятия красоты другого, чувство, утверждающее эту красоту как силу, а жалость – это болезненное утверждение чьей-то ущербности, жалость противоположна любви и относится по большому счету к сексуальному извращению – садо-мазохизму. Смешение этих двух противоположных понятий – любви и жалости дает невротические реакции по типу Павловских “ошибок нервных процессов”. Маленький ребенок еще более четко (пусть на очень простом уровне объяснения), чем взрослый, должен называть вещи своим именами.